Музыкально театрализованное представление рождество прошло. Театрализованное представление к празднованию рождества христова

Сценарий рождественской сказки "Морозко"

(На сцене стоят две звездочки, ведут разговор.)

Звезда 1.

На небе тьма сгустилась,
На землю ночь спустилась.
Лишь костерок пастуший
Горит в туманной мгле.

Звезда 2.

Все люди отдыхают,
Они еще не знают,
Что родился Спаситель
Сегодня на земле!

(Выбегает маленькая звездочка.)

Маленькая звездочка. Сестрички! Я еще совсем мала! Расскажите, как это произошло?!

Звезда 1. Чуть более двух тысяч лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель!

Звезда 2. Римский император Август хотел узнать, сколько у него подданных, и велел провести перепись народа.

Звезда 1. Каждый человек должен был записаться в городе, откуда он был родом. Жили в те времена в Палестине Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились.

Звезда 2. Дорога была долгой, и путники очень устали. В Вифлееме они не могли найти дома, где бы их приютили. Уже почти на окраине города Иосиф с Марией увидели пещеру, где во время непогоды укрывались пастухи и их скот.

Звезда 1. Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец – Господь наш Иисус Христос. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли.

Звезда 2. Ночь была тихая и ясная. А на небе среди обычных звезд сияла совсем новая, по-особому яркая звезда.

(Песня “Динь-дон…”, на сцене появляется Рождественская звезда. Танец звезд.)

Морозко.

Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село.
Все дорожки, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Ясный свет над ним струится,
И звучат слова:
“Здравствуй, праздник светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества!”

Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Вот и пришел самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник – Рождество Христово!

Вечером в снежинках-льдинках
Чудо-звездочки зажглись.
Ангелочки в пелеринках
На опушке собрались.
В этот день прекрасный
Чудеса случаются.
В этот день чудесный
Сказка начинается!

Звезда 1. Морозко, а какая сказка к нам сейчас придет?

Морозко. Сегодня к нам на праздник Рождества пришла старинная сказка, которая научит нас добру и справедливости.

Звезда 1. Научит нас радоваться и горевать вместе с героями.

Звезда 2. Покажет как наказывают злых и жадных, а кроткие да смиренные в сказке всегда станут жить-поживать, горя не знать.

Морозко. И поведет эта сказка нас в засыпанную снегом деревню, в избу, где живут старик да старуха, да падчерица, да старухина дочка. И дальше, в зимний лес, где хозяйничаю я, Морозко. Но тише, тише… Сказка подошла совсем близко… Смотрите и слушайте…

(На сцене Настенька метет избу, поет.)

Настенька. Какие дни стоят: светлые, радостные! Святки! Все радуются празднику, Рождеству Христову! Все поздравляют друг друга. Вот и у нас по деревне ходят христославы со звездой, наши деревенские ребята, поют песни про Рождество – Христа славят! Да вот же они, к нашей избе идут! (Слышен стук.) Заходите пожалуйста, открыто!

(Входят христославы со звездой, крестятся на икону, кланяются Настеньке. Христославы. Мир вашему дому!

Настенька. Входите с миром!

Христославы .

Эй, боярышни красивые!
Эй, девицы неспесивые!
Двери шире распахните!
И гостей к себе пустите!
А пришли мы к вам с помехою,
И с весельем и потехою!

Христослав 1.

Ангел мирный, дух небесный
Светлых, радостных лучей.
Нынче ангел к нам спустился
И пропел: “Христос родился”.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить!

Христослав 2.

От востока с мудрецами
Путешествует звезда.
С драгоценными дарами
Одарить пришла Христа!

Христослав 3 .

Вечно свято, вечно ново
Рождество для нас Христово.
Много лет из года в год
Праздник этот радость льет.
Славьте Бога стар и мал –
Он Спасителя нам дал!

Христослав 4.

Рождественское чудо
Опять нам Бог принес!
Так пусть же в каждом сердце
Рождается Христос!

Христослав 5. Для чего Господь родился?

Все. Для спасенья грешных нас!

Христослав 5. Для чего я к вам явился?

Все. С Рождеством поздравить вас!

Настенька. Спасибо, христославы, что радостную весть принесли в наш дом! А это вам угощение к праздничному столу! (Кладет в корзину пирог. Христославы уходят, Настенька вдогонку.)

Настенька. Николенька! Подожди немножко. Как маменька твоя себя чувствует?

Николенька. Лежит. Неможется ей.

Настенька. На-ка, вот пирожок, передай ей. Скажи, что забегу к вам, как с делами управлюсь.

Николенька. Настенька! А ты-то как живешь со своей мачехой? Говорят люди, что бранит она тебя, со свету сживает!

Настенька. Ничего, Николенька! Она скажет, а я промолчу, потерплю немного.

Николенька . Да разве ты и не обижаешься совсем?

Настенька. Бывает, захолонет сердце. Так я сразу перед иконой встану и молюсь, пока не забуду все плохое, и снова любить матушку с сестрицей не начну.

Николенька. Милая Настенька! Приходи к нам! Мы тебя с матушкой ждать будем. До свидания. (Входит мачеха.)

Мачеха. Ты что это без дела стоишь? В окошко глядишь? Разве заняться нечем? А что за песни тут слышались?

Настенька. Это, матушка, ребятишки к нам заходили – Рождество Христово славили. Так радостно, так хорошо! Я им пирог вынесла – как полагается.

Мачеха. Что? Пирог? Какой пирог-то, наверняка, большой? Так я и знала, самый большой отдала. Да нас голодными оставишь! Самим скоро есть нечего будет! Ишь, добрая какая! Дала бы пирог какой поменьше!

Настенька. Да ведь праздник-то какой, матушка! Весь мир радуется, ангелы на небесах поют. (Слышится славословие “Слава в вышних Богу…”.)

Мачеха. Знаю, знаю… Да ты сделала все, что я тебе велела? Корову-то…?

Настенька. Поила, кормила, матушка.

Мачеха. Дрова и воду…

Настенька. В избу наносила.

Мачеха. Печку-то, печку?

Настенька. Истопила.

Мачеха. Избу мела?

Настенька. Еще до свету.

Мачеха. Все проверю, все посмотрю, все, поди, не так, как надо! Все худо! Смотри у меня, старикова дочка ! (Подходит к столу, пробует щи.) Так и есть, щи пересолила! (Пробует пирог.) Пироги подгорели! Ступай с глаз моих долой, бездельница!

Настенька. Простите, матушка, коли что не так. (Настенька уходит, входит Марфа.)

Мачеха. А вот и дочка моя любезная идет! Доченька, иди сюда!

Марфа. Чего, чего надо-то?

Мачеха. Как спалось тебе, почивалось?

Марфа. Плохо спалось, плохо почивалось! Подушка душная, одеяло кусачее, кровать скрипучая – никак не уснуть! Вертелась, вертелась, насилу заснула. Вот только глазки открыла… (Зевает. ) Ой, скука какая, ой, скука!

Мачеха. Покушать хочешь, Марфушенька? Вот пирожки теплые румяные, только что из печки Настька вынула!

Марфа. Не хочу!!!

Мачеха. Ну, щей покушай. Щи жирные да наваристые!

Марфа. Да вы что, маманя, с утра-то?!

Мачеха. Да какое утро-то? День давно на дворе стоит! К нам и христославы приходили. Ребята давно уж под окнами бегают. И ты пошла бы, погуляла.

Марфа. Холодно, маменька. Снежками закидают!

Мачеха. Ну пойди, отдохни немножко.

Марфа. Да уж выспалась. Ой, скука-то какая! За что бы приняться?

Мачеха. Да на что тебе трудиться, ручки белые портить? Вон падчерица все уж сделала. Пусть она и надрывается. Ух, и не люблю я ее!

Марфа. Да и то, маменька! И я ее не люблю! На деревню погулять не выйдешь. Только и слышишь, как ее хвалят со всех сторон (Передразнивает.) : “Ласковая, пригожая, работящая”. А мне вслед только головами качают, слова доброго никто не скажет! Ух, не люблю я ее! Хоть бы избавиться от нее совсем!

Мачеха. А что, дочка! Избавиться-то можно. Вот если завезти ее в лес… да там на морозе и оставить… Пусть Морозко превратит ее в сосульку!

Марфа. Да заморозит покрепче! (Шепчутся. Уходят за кулисы. Выходят звезды.)

Звезда 1. Да!... Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, что своего брата не стыдятся и Бога не боятся.

Звезда 2. С такими людьми и жила бедная падчерица. А отец, что же? Боялся злой старухи, горевал, но ослушаться не смел. Вот ведь и придумала мачеха Настеньку со света сжить.

Отец. (Выходит.) “Вези, вези ее, старик”, – говорит, “куда хочешь, чтобы глаза мои ее не видали. Вези в лес, на трескучий мороз”. (Плачет.) Однако, делать нечего, злой бабы не переспоришь. Настенька! Настя, иди сюда!

Настенька. Да, папенька.

Отец. Иди, дочка, милая моя, садись в сани. В лес поедем. (Уходят. Выходит звезда.)

Звезда 2. Повез, бедную, в лес, посадил под большой елью, а сам вернулся в деревню. Сидит Настенька под елью одна. Холодно, озноб ее пробирает. А невдалеке Морозко по лесу похаживает, потрескивает, пощелкивает. (Песня Морозко. Он выходит в окружении елочек.)

Морозко. Ай, вы мои маленькие! Вот я вас и посеребрил. Вы теперь у меня в лесу краше всех! Станцуйте старику на радость! (Танец елочек. На сцену выходит Лесовичок в окружении зверят.)

Морозко. Ой, а кто же это идет?

Здравствуй, дружище, тебе я так рад!
Мы не видались два года подряд!
Ты расскажи: как работа твоя?
Ладно ль в лесу? Как зверюшек семья?

Лесовичок.

Добрая встреча сегодня у нас.
Я вспоминал тебя, братец, не раз.
Что рассказать о работе моей?
Летом полегче, зимою трудней.
Все это лето готовил корма,
Чтоб не побила зверющек зима.
Сена припас длинноногим лосям,
Зайцам – капусты, свеклы – кабанам.
В доме порядок, здоровы зверюшки.
Вон как играют в лесу на опушке!

(Танец зверят.)

Морозко. Хороши твои зверюшки!

Лесовичок . Пора мне дела лесные делать! Прощай, Морозко!

Морозко. Прощай, друг – лесовик!

Звезда 1. А Морозко пор лесу все похаживает, потрескивает, пощелкивает.

Настенька. (Сидит в середине сцены.) Виновата я перед матушкой! Мало старалась, без усердия поручения ее исполняла, вот и наказание теперь несу! Надо было избу чище мести да жарче топить, да за коровой лучше ходить, сестрицу больше любить. (Входит Морозко.)

Морозко. Что за диво-дивное? Девица в лесу, в эдакую-то пору! Вот я сейчас и позабавлюсь! (Подходит к Настеньке с одной стороны.)

Настенька.

Морозко. Чудо! Я ее морожу, а она – тепло. А ну-ка, я холоду подбавлю! (Звучит быстрая музыка. Морозко обегает Настеньку, подходит с другой стороны.) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Настенька. Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко. Ну, чудеса! Что за девица такая? Не бранит меня, не ругает, что застудил совсем, не сердится. А что, если еще морозу прибавить? (Обегает Настеньку под быструю музыку.) Эй, снежинки, поддайте-ка еще холодку! (Танец снежинок.) Тепло ли тебе, лапушка?!

Настенька. Ой, тепло, голубчик Морозушко.

Морозко. Девица-то замерзла совсем. Однако, жалко мне ее. Такая смиренная да ласковая: Морозушкой да батюшкой меня величает. Не стану больше ее студить. Отогрею да награжу за такое смирение. (Подходит к Настеньке, помогает ей встать.) Вставай, дочка, вставай, милая. Ты ко мне с добрым словом, и я к тебе с благодарностью. (Протягивает ей сундучок. ) Это тебе, девица. Прими от меня подарок. Будешь меня, Морозко, вспоминать. Утешила ты меня, старика, порадовала. Мне пора идти. И ты ступай. Добрый путь тебе, дочка. (Уходит.)

Настенька. Прощай, Морозко! Спасибо тебе, спасибо! Ушел. А сундучок-то какой красивый мне подарил! (Садится на пенек.) А подарки какие! Камешки самоцветные, бусы нарядные да мешочки со златом да серебром! И платочек шелковый– голову покрывать. Вот ведь, говорят, что Морозко колючий, что Морозко злой да трескучий. А он – добрый! Ответливый на ласковое слово. Спасибо, спасибо, Морозко! (Встает.) Однако, пора мне. Пойду домой, сестрицу порадую подарками к празднику. А платочек шелковый я отнесу больной Николенькиной матушке – пусть и у нее к Рождеству подарок будет. Пойду, а звезда мне дорогу домой укажет.

Звезда 2. Вернулась Настенька домой веселая, румяная, с подарками. Старуха с дочкой так и ахнули. Старуха, не медля, снарядила свою дочку и велела старику запрягать лошадей и везти ее дочку в лес, да на то же место чтобы посадил. (Марфа сидит у елки на пеньке с корзинами.)

Марфа. Вот, за подарками пришла! Вот эта корзина под злато да серебро, а вот эта– для каменьев драгоценных. А еще попрошу у старика сундук с богатым приданым. (Песня Марфы.) Холодно, холодно-то как! Так и замерзнуть можно! Кабы не подарки, ни за что бы в лес не пришла! А где же Морозко-то, в самом деле? (Ходит хлопает себя по бокам. Появляется Морозко.)

Морозко. Кто тут меня зовет? Смотри-ка, другая девица. Да вид у нее как будто недовольный. Сейчас я пощелкаю да позабавлюсь. (Бежит вокруг.) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Марфа. Смеешься ты надо мною что ли, старик? Ноги, руки сейчас отмерзнут. Морозко. Какая дерзкая да неучтивая девица! А ну, сильнее приударю! (Опять обегает.) Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, лапушка?

Марфа . Ой, совсем застудил меня старик! Я за подарками пришла, а ты морозишь, потешаешься! (трясет его за грудки) В корзину насыпь мне злата-серебра, а в эту– каменьев самоцветных! А еще сундук с приданым мне надобно, да поскорее, замерзла я! Морозко. Эко диво! Ну и девица! Со мной так в лесу еще никто не разговаривал! Однако, рассердила ты меня! За грубость и дерзость твою будет тебе подарок: была ты простая, а станешь ледяная! Эй, снежинки! Поддайте-ка холодку! (Танец снежинок. Марфа замерзает. Морозко уходит. На сцену выбегает Настенька.)

Настенька. Где же ты, сестрица? Сердце за нее не спокойно! (Видит Марфу. ) Вот же она! (Трогает ее.) Да что с ней? Холодная какая! Сестрица, милая, очнись, пробудись, открой глаза, хорошая моя! Дай-ка я тебя согрею! (Снимает с себя платок, укрывает Марфу.) Вот, так теплее будет. Ну что, Марфуша? Скажи хоть словечко! (Марфа открывает глаза, шевелится. ) Глаза открыла! Вот и хорошо! Давай же, Марфа, вставай, пойдем домой!

Марфа. Ой, что это со мной? Кто здесь? Это ты, Настя?

Настенька. Я, сестрица, я. Да что с тобой случилось?

Марфа. Рассердился на меня Морозко, не дал подарков. Чуть не заморозил совсем. Да, видно, я сама виновата: грубых слов наговорила ему, стариком назвала. (Настя качает головой.) Спасибо тебе, сестрица, спасла ты меня. Я чуть насмерть не замерзла, а ты любовью своей да теплом, да словом ласковым меня отогрела. Сейчас-то мне и вспомнить стыдно, как я тебе завидовала да зла желала, избавиться от тебя хотела. Если можешь, прости, не помни зла.

Настенька. Да что ты, сестрица! Бог тебя простит, а я на тебя не сержусь. Радуюсь только, что душа твоя согрелась, и на сердце радостно и легко стало. Вот и глаза у тебя по-другому глядят, по-доброму. Однако, идти нам надо. Матушка, наверное, беспокоится. Пойдем, пойдем, Марфуша, домой! (Уходят в одну сторону. С другой стороны появляется мачеха.)

Мачеха. Иду, дочка, иду! Подарки твои до дому донести помогу. Шутка ли, корзина с золотом да с серебром, да с каменьями, да сундук с приданым! (Подходит к девочкам.) Да где же подарки-то?

Марфа. Нету никаких подарков, матушка. Не заслужила я их! А заслужила только наказание за свою грубость: превратил меня Морозко в ледяную девочку. Да вот Настя любовью своею и добротою согрела меня. Видишь, живая я, здоровая.

Мачеха. Вот ведь как получилось. Я тебя чуть со света не сжила, а ты мою дочку от смерти спасла. Это ведь я задумала свезти тебя в лес, да там и оставить. Уж очень злилась я на твою доброту. Побранишь тебя, а ты в ответ: “Простите да простите” – и ни слова больше. А прощать-то и не за что было. Да! Как будто глаза мои открылись, и сердце говорит, что это я должна у тебя прощения просить.

Марфа. Станем, маменька, у Бога прощения просить.

Настенька. Матушка, сестрица! Не будем прошлое вспоминать. Я по-прежнему вас люблю. Нынче праздник!

Звезда 1. Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье. Примем же Господа в наши сердца и подарим Ему Веру, Надежду, Любовь! (Все выходят на сцену.)

Марфа. Великую радость нам ангел принес! Родился сегодня Спаситель Христос!

Мачеха. Ему поклониться теперь поспешим! Нет выше Его средь великих вершин!

Настенька. Прославим мы Бога все вместе, друзья!

Все. Нет большего счастья, чем славить Христа!

В русских традициях.

Сценарий на тему рождественских посиделок.

Цели:

Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю;

Формировать представление о русских народных обычаях, традициях;

Знакомить детей с особенностями белгородского фольклора (песни, частушки, загадки, пословицы, …);

Развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Цель:

усиление патриотического и эстетического воспитания;

Задачи:

расширение кругозора и изучение русских обычаев;

приобщение учащихся к культурно-историческому наследию своего народа;

привлечение к коллективному творчеству.

Действующие лица: скоморохи, хозяйка, ряженые, девушки, пастушок, колядовщики (участники танцевального коллектива «Фантазия»).

Оформление: на сцене деревенская изба, украшенная к празднику рушниками и домоткаными ковриками.

Ход праздника

Звучит русская народная песня. (Трек 1)

На сцену выходит хозяйка горницы.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей светлице. А ещё пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, не забываете ремесло традиционное, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в душе отчий край?

Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями, песнями, танцами, костюмами да ремёслами. Вот за то, что собираете по крупицам, храните и другим передаёте любовь ко всему народному, моё нижайшее почтение. Мой поклон вам! (Кланяется)

Трек 2

Скоморох:

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Гость на порог – хозяину радость.

Кого почитают, того и величают.

Хозяйка:

Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома. Прошу угощения откушать да гармошку послушать.

С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

Скоморох 1:

Что за диво: посиделки на Руси!

Вечерком, зимой студёной

В тёплый дом зайти с поклоном,

Да совета у сердечка попросить!

Скоморох 2:

Песня русская - это просторы,

По которым всю жизнь нам идти,

Это батюшка -Дон у Ростова.

Это матушка - Волга в пути.

Песня русская - это пастуший,

Росный, радостный, ранний рожок,

Только сядь на минутку, послушай –

Ты заслушаешься, дружок.

Выходят девушки, поют народную песню «Разбросала косы русские береза».

Скоморох 1:

На веселой вечеринке разгуляться в самый раз! На рождественский сочельник приглашаем нынче вас! (Трек 3)

В доме идет приготовление к ужину: натирается пол, накрывается стол, на окно ставятся фигурки животных.

Хозяйка: (подняв занавеску на окне) . Девки, уж звезды на небе зажглись, пора и за стол.

Девки прихорашиваются. Ставится кутья, зажигается свеча, хозяйка набирает ложку кутьи и бросает за окно.

Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, и не морозь нашего хлеба на поле.

Крестится.
Все берут ложки и пробуют кутью.

Девушки: Хороша кутья! С медом да с изюмом!

Хозяйка: А ну-ка, цыкните-ка под столом цыпленком, чтоб птица водилась.

Все цыкают. Входит пастух с мешком.

Пастух: Мир вам, люди добрые! С рождеством Христовым!

Хозяйка: Милости просим, пастушок.

Пастух: Сею, посею ярой пшеницей, овсом, гречихой, на телят, на ягнят и не всех крестьян.

Хозяйка: Угощайся, добрый человек.

Подают печенье в форме фигурок животных.

Пастух: Премного благодарен за угощеньице.

Девки убирают со стола, ставят красное блюдо, накрытое большой салфеткой, на салфетке кусок хлеба и угля.

Хозяйка: Хлебу долгий век, слава! Ну, а теперь самое время погадать. Хотите узнать, кто раньше всех из вас замуж пойдет?

Девушки: Хотим!

Хозяйка: Тогда кладите свои колечки под салфетку.

(Девушки кладут колечки)

Хозяйка: (водит руками над блюдом) . Гадай, гадай девица, чья в руке былица?

(Вытаскивает кольцо).

Девушка: Мое!

Хозяйка: Былица в золоте – с молодцем повяжешься. Поживешь, изведаешь, с горя не наплачешься.

Девушки поздравляют счастливицу.

Хозяйка: А хочешь ли увидеть жениха?

Девушка: Хочу!

Хозяйка: Тогда гляди, не отрываясь, в зеркало. Там и увидишь. А слова такие приговаривай: «Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный».

(Трек 4)

Девушка повторяет слова. Входят ряженые с Козой.

Ряженые: Здравствуй, народ честной и божий, крытый рогожей! За медный пятак покажем все эдак и так! Козонька, поклонись хозяйке да ручку поцелуи!

Коза целует руку хозяйке.

ВСЕ (поют) . Ой коза, коза – ты, обойди-ка хату,
Жили чтоб богато, поскачи, коза – ты.
Урожай чтоб весь собрать,
Придется козочке сплясать.

Коза пляшет, все приплясывают и играют на различных музыкальных инструментах. (Трек 5)

Жили чтоб неплохо – насыпьте нам гороха.
Чтоб не болели тяжко – налейте меда фляжку.
Чтоб не был двор пустой –
Подай, хозяйка, золотой.

Хозяйка дает все, что просят.

Ряженый: Гляньте, у вас под ногами грязь! Не кланяйтесь, я вам не князь! А вот вам и наши подарочки! (Подает пук соломы, битую посуду)

Хозяйка: Да ну вас проказники!

Девушка: А вон колядовщики идут!

Танец «Коляда» (Трек 6)

Скоморох 1:

Испокон веков на Руси-матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

Игровой блок

Игра «Коршун», игра «Малечена-калечена» (приложение)

Хозяйка.

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет...

Разве за праздник кто нас осудит?

Раз нету праздников – и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Скоморох:

Русская пословица гласит:

«Делу – время, потехе – час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Приложение

Игра «Коршун»

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке, по совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем тебе мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше, коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!». Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

«Малечина – калечина»

Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечина – калечина, сколько часов

Осталось до вечера, до зимнего?

После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три…Десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.

Вариант: для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).

Золотова Елена Николаевна

учитель начальных классов

КОГОАУ «Многопрофильный лицей» г. Вятские Поляны

РОЖДЕСТВО

Сценарий Рождественской театрализованной постановки

Действующие лица : Три пастуха, Три Волхва, Ангел, Царь Ирод Управитель.

Первый пастух. Мы - пастухи. Пасем мы стадо.

Ночь холодна, я весь продрог!

Второй пастух. Да, это так - погреться надо.

Сейчас затеплим огонек.

Сбирайте хворост по долине,

Терновник высохший - сюда!

Пастухи собирают заранее разбросанный по сцене хворост.

Мне что-то кажется, что ныне

Ночь не такая, как всегда.

Третий пастух. И верно: мир как будто замер.

Такого не было вчера!

Первый пастух. Ну вот, бежит по сучьям пламя.

Давайте греться у костра!

Появляется Ангел.

Ангел. Слава в вышних Богу

И на земли мир –

В человецех благоволение!

Пастухи падают на колени, протягивают к нему руки.

Я - ангел Божий. Я пришел возвестить, что нынче в вашей пещере родился Спаситель мира - Иисус Христос!

Уходит.

Первый пастух. Был Ангел в здешней стороне?

Не показалось это мне?

Второй пастух. Скорей воротимся в пещеру,

Я не могу до свету ждать,

Чтоб эту весть, приняв за веру,

Ее мне въявь не увидать!

Третий пастух. А стадо? Вдруг с ним что случится?

Второй пастух. Сбирай его: идем скорей

Христу-Младенцу поклониться,

Властителю, Царю царей!

Первый пастух. Пойдемте же, братья!

Третий пастух. Пойдемте...

Пастухи уходят. На сцене появляются три Волхва - двое выходят из разных углов сцены, третий - посередине.

Первый Волхв. Древние книги говорят, что Великое Событие скоро произойдет... Скоро родится на земле Богомладенец - Спаситель мира! Я жду только знака, чтобы пойти поклониться ему! (Смотрит вверх.) А вот и знак - новая звезда на небосклоне! Она приведет нас к Господу. (Делает несколько шагов к краю сцены.)

Второй Волхв. Время подходит... Я верю, что мне будет дано знамение о рождении Богомладенца. (Смотрит вверх.) Что за прекрасная звезда засияла в небе? Она говорит о том, что Господь пришел в мир! (Делает несколько шагов к первому Волхву.)

Третий Волхв. Не ошибся ли я? Сердце подсказывает: пришла пора новой эры! Я хочу идти поклониться Богомладенцу... (Смотрит вверх.) Эта яркая, необычная звезда поведет меня в путь.

Подходит к Первому и Второму Волхвам. Все они молча кланяются друг другу и вновь обращаются к зрителям.

Первый Волхв.

Мы звездочеты, мы провидцы,

Мы в тайны все посвящены,

Идем Младенцу поклониться

Мы каждый из своей страны.

Второй Волхв.

По гласу Божьего веленья

Ведет нас яркая звезда

Через пустыни и селенья,

Через леса и города.

Третий Волхв.

Прозреньем движимы во всем,

Дары Младенцу мы несем.

Первый Волхв.

Он- Царь царей, и, значит, надо

Нести ему в подарок - злато.

И вот оно, горит как жар,

Богомладенцу первый дар!

Показывает нечто подобное золоту.

Второй Волхв (торжественно).

А я несу совсем иное -

Благоухающий сосуд. (Показывает сосуд.)

Тут смирна. Смирну и алоэ

При погребенье возлиют.

Увы! Я знаю наперед -

Спаситель за людей умрет.

Но посрамятся ложь и злоба,

И Он воскреснет ото гроба!

Третий Волхв.

Он - Божество, и оттого

Несу я ладан для Него. (Показывает кадило.)

Ведь ладан жгут во славу Бога,

Он - ароматная смола...

Первый Волхв.

Смотрите! Кажется, дорога

Нас в новый город привела.

Второй Волхв.

Звезда - ни с места.

Третий Волхв.

Значит, тут.

Пусть нам ворота отопрут.

С другой стороны сцены быстро выносят трон для Ирода.

Выходит Ирод. Хлопает три раза в ладоши.

Появляется Управитель Ирода.

Управитель. Что прикажешь, о царь, могущественный и богатейший Ирод?

Ирод. Принеси вина и сластей! Впрочем, нет. Вино не возвеселит мое сердце, и сласти не усладят гортани моей, ибо мысль моя тревожна. Что в городе?

Управитель. Все спокойно, о повелитель. Народ занят своими делами.

Ирод. Нет ли слухов о бунтовщиках, злоумышленниках против моей власти?

Управитель. Да грянет гром на их голову! Ничего такого не слышно. Ирод. Есть ли новости?

Управитель. Нынче утром к воротам Вифлеема подошли три чужеземца. Они просят, чтобы ты допустил их пред лицо свое.

Ирод. Чужеземцы? Что же, они богаты? Велика ли свита, сопровождающая их?

Управитель. О, повелитель, при них вовсе нет свиты.

Ирод. Стало быть, это бедняки. Как смеют они проситься пред лицо мое?

Управитель. О богатейший и могущественный! Эти чужеземцы не простые люди - весь их вид изобличает знатность и достоинство. Одежды их богаты, а лица сосредоточены - видно, что они помышляют о чем-то важном...

Ирод. Х-м... Ну ладно. Зови их сюда.

Управитель. Сию минуту, мой повелитель!

Входят Волхвы, кланяются Ироду.

Ирод. Кто вы такие, почтенные чужеземцы, и зачем пришли в мой город?

Первый Волхв. Царь, вовеки живи! Мы узнали, что в твоем городе, либо где-то неподалеку, рожден Царь царей, Божественный Младенец.

Ирод (с беспокойством). Царь царей?

Первыи Волхв. О да! Спаситель мира!

Ирод. От чего же Он спасет мир?

Первый Волхв. От греха, который совершили праотцы - Адам и Ева.

Второй Волхв. От проклятья, что лежит на всех людях.

Третий Волхв. От ада, которому подвержен сейчас каждый человек.

Ирод. А почему вы назвали Спасителя Царем царей?

Первый Волхв. Потому что Он - Властелин всей Вселенной.

Ирод (говорит как бы про себя). Стало быть, Он угрожает моему величию?! Он может отнять мое царство? (Волхвам.) Почтенные чужеземцы, вы уверены, что найдете Его?

Второй Волхв. Мы призваны Ему поклоняться - значит, найдем.

Ирод. Когда найдете, придите опять ко мне и расскажите, где Он. (Про себя.) Тогда я пошлю воинов убить Его. (Волхвам, со лживым благочестием.) Ибо я тоже хочу поклониться этому необычному Младенцу.

Волхвы (вместе). Да будет так!

Кланяются, уходят. На сцене появляются пастухи.

Первый пастух. Братья мои! Вы видели тех людей, что прошли сейчас вдалеке?

Второй пастух. С тех пор, как мы побывали в нашей пещере, я не замечаю ничего вокруг.

Первый пастух. Я тоже не могу думать ни о чем ином. Но эти люди направлялись туда! Весь их вид говорит об этом.

Третий пастух. Значит, они тоже поклонятся Богомладенцу.

Второй пастух. Верно, это ученые и знатные люди. Господь призвал их за благую мудрость. Но я все думаю, за что же призваны мы - простые пастухи?

Третий пастух. Господь Сам знает, за что. Не наше дело рассуждать об этом.

Второй пастух. Видно, скудным умом этого не постигнуть. Ведь мы темны, неучены, пасем себе овец...

Пауза.

Первый пастух (с воодушевлением). Братья мои! На меня сошло озарение: Господь любит кротких и чистых сердцем, тех, кто числит себя ниже других. Тех, кто доволен даже и простой жизнью...

Второй пастух (взволнованно). Эти слова - Истина!

Первый пастух. Любит Господь и мудрых, когда их мудрость во благо. Потому Он и призвал со всего света нас - простых пастухов, да мудрых Волхвов-провидцев...

Третий пастух. Какое счастье, что Господь любит не за богатство и знатность, а за сердце и мысли!

Пастухи уходят со сцены. Музыкальный проигрыш.

С другой стороны сцены выходят Волхвы .

Первый Волхв. Свершилось! Второй Волхв. Сбылось!

Третий Волхв. Невозможно говорить об этом, ибо нет слов выразить то, что было...

Первый Волхв. Закончим же путь в молчании.

Пауза.

Второй Волхв. О, братья! Прежде чем возвращаться каждый в свою страну, мы должны зайти в Вифлеем. Нас просил об этом царь Ирод.

Третий Волхв. О да! Он тоже хотел поклониться Богомладенцу. Надо помочь ему сподобиться того же счастья, которое несем в сердце мы.

Первый Волхв. Пойдемте же в Вифлеем!

Появляется Ангел. Волхвы падают на колени, протягивают к нему руки. Ангел. Отныне к Ироду, Волхвы,

Не возвращайтесь больше вы:

Исполнен злобы и коварства,

Страшась за власть свою и царство,

Замыслил втайне он, злодей,

Убить Спасителя людей!

Первый Волхв (в ужасе). О жестокий и коварный царь! Убить Спасителя мира?!

Второй Волхв. До чего же зачерствело сердце его!

Третий Волхв. И куда подевался разум?

Ангел. Земля, возрадуйся, отныне

Ты о Христе, о Боге-Сыне,

Услышь хвалебные слова:

Пришли Младенцу поклониться

Простые люди (на сцену выходят пастухи)

И провидцы (на сцену выходят Волхвы),

Три пастуха, и три Волхва.

И все, кому сей Праздник ведом,

Пускай пойдет за ними следом.

Все (вместе).

Пусть славят сердце и уста

Гадания.

1. Рождественский спектакль

В начале праздника гостям предлагается разыграть спектакль по библейскому сюжету Рождества. Если по каким-то причинам (например, религиозным) не подходит сюжет христианского Рождества, можно сделать спектакль по любой зимней или новогодней истории.

Прежде всего распределяются роли между участниками. После этого из заранее подготовленных аксессуаров - плащей, масок, простыней - каждый участник мастерит себе костюм.

Возможны два варианта проведения спектакля. Если участники знакомы с сюжетом и достаточно раскованны и артистичны, можно предложить им самим разыграть спектакль (без репетиции), экспромтом придумывая слова. В случае, если выбрана неизвестная сказка или актеры менее инициативны, возможен вариант, когда ведущий читает сценарий, а участники без слов выполняют действия, соответствующие рассказу ведущего.

К спектаклю необходимо заранее подготовить музыкальное сопровождение и, возможно, декорации.

2. Печенье с предсказаниями

Данное развлечение более подойдет женщинам и детям, однако и мужчины могут принять в нем участие.

Прежде всего каждый участник придумывает и записывает на отдельных листках плотной бумаги предсказания или пожелания. Затем все гости приглашаются к столу, на котором заранее приготовлены песочное или творожное тесто, формочки для печенья и различные кулинарные украшения: орехи, изюм, цукаты, корица, сахар, кокосовая стружка, сахарные фигурки и т. д.

Гости лепят печенье, вкладывая внутрь листки с предсказаниями (листки желательно обертывать пищевой фольгой), и украшают его. Возможно провести конкурс кулинаров по нескольким номинациям: «самое оригинальное украшение», «самое аппетитное печенье», «самое смешное печенье», «самое маленькое печенье» и т.д.

3. Игры

В то время, пока печется печенье, можно провести несколько игр и конкурсов.

Дары волхвов

Участникам предлагается мешочек с различными предметами. Игроки по очереди засовывают руку в мешок, выбирают какой-нибудь предмет и на ощупь пытаются понять, что это. Если участник угадал правильно - он забирает этот предмет в качестве приза.

Ноев ковчег

На бумажках пишутся парные названия животных (например, кот-кошка, гусь-гусыня, бык-корова и т.д.). Бумажки складываются в мешок, и участники, не глядя, вытаскивают бумажку и читают название выпавшего им животного. При этом запрещается сообщать название своего животного другим участникам игры. Затем в комнате на несколько минут выключается свет и игроки начинают издавать звуки, свойственные их животному. Задача: найти свою пару - «животное» той же породы. Те участники, которые не успели найти пару к моменту включения света, получают штрафные задания.

Символы Рождества

Участникам предлагается придумать и изобразить пантомимой символ Рождества. Остальные игроки пытаются отгадать, что показывает участник. Тот, кому это удается, получает небольшой приз. Данную игру можно проводить в командах. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко. Команда, набравшая больше всех очков, награждается призом. Примеры «символов Рождества» приводятся в дополнительных материалах.

4. Чаепитие

Когда печенье готово и накрыт стол, все приглашаются на чаепитие. Кульминацией чаепития становится «вскрытие» печений и сообщение выпавших предсказаний.

5. Гадания

Завершить рождественский вечер лучше всего традиционным гаданием. При этом в зависимости от состава и настроения гостей можно проводить как серьезные, так и шуточные гадания.

Номера гаданий приводятся в указателе развлечений.

МОУДОД «ЦДТ им. В.Дубинина» г. Орска протокол № 1 от 21.09.11 г.

Малюченко Н. Л. - педагог дополнительного образования МОУДОД «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска», I кв.категории

Литературный корректор:

Мазур Е.В. – заместитель директора по ВР

Компьютерная верстка и дизайн:

Черникова Н.А. – методист I кв.категории

Сценарий праздника «Рождество» является победителем городского конкурса методических материалов «Традиции, обычаи и предания моего народа».

©МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Почтовый адрес: 462408, Оренбургская область г. Орск, ул.Шелухина 11, а

E-mail: [email protected]

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фольклор существует многие столетия. В переводе с английского означает народную мудрость, народное знание. Люди приобщаются к нему буквально с первого дня жизни, с колыбельных песен, с потешек, баек. Поэтому фольклорный стиль, особые фольклорные слова, особые, присущие только фольклору конструкции фраз воспринимаются не просто как приметы своеобразного народно-поэтического стиля, а как что-то самое родное, дорогое, как родина, родная земля, родная речь. Это достояние каждого человека и каждого народа в целом.

Всякое народное гулянье, прежде всего, отличает массовость. Именно массовым характером праздника определяется его успех. Чем больше народу, чем ярче ярморочный антураж, чем разнообразнее и насыщеннее фольклорная составляющая, тем веселее и зажигательнее сам праздник.

Проводимые в различные времена года народные гулянья распространены на Руси издавна. Это встречи Нового года, Рождества, Крещения, Масленицы, Пасхи, Красной Горки, Троицы, Спаса…

Эти и другие церковные и светские праздники всегда были ознаменованы многолюдными гуляниями с ледяными горками, катанием на тройках, хороводами, плясками, фейерверками, бойкой торговлей сластями, печеным, игрушками. Не обходились гулянья и без артистов: скоморохов, зазывал, кукольных балаганов со знаменитым Петрушкой, силачей, акробатов, клоунов.

Новому поколению детей нелегко составить себе представление о жизненных обстоятельствах наших предков, если бы им не передавали народные традиции, обычаи, обряды.

Воспитательное и организующее значение народных праздников трудно переоценить. Оно огромно. Формирование национального самосознания, бережное отношение к народным традициям, обычаям и культурным ценностям, сплачивающая составляющая, - говорить об этом можно много и долго. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать его традиции, обычаи, обряды. Праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. И еще, что делает всякое народное гулянье, празднование желанным и привлекательным – это присущий русской натуре дух бесшабашного веселья и удали, своеобразная и неповторимая аура истинного русского раздолья.

В современных условиях организовать массовое народное празднование – задача не из простых. Во-первых, необходимо тщательно, в деталях, разработать сценарий торжества, где были бы учтены «привязка» к конкретному праздничному событию, а также характер развлечений применительно ко времени года и традиции. Во-вторых, следует определиться с количеством и составом привлекаемых к участию в мероприятии творческих коллективов. Наконец, в-третьих, сам подход к организации народного гулянья должен иметь новизну и свежесть идей.

Большое значение в организации народного праздника имеет и доминирующий возраст участников. Так, например, гулянье, где основной состав участников – дошкольники и дети младшего школьного возраста, может быть оформлено как постановка сказки, где персонажами, помимо артистов, и сами дети.

Разработанный сценарий праздника «Рождество» рекомендуется проводить в разновозрастной группе детей, т.к. он прост и доступен для восприятия и вместе с тем сюжет праздника отражает характерные черты и особенности рождественского праздника.

Цель: Формирование представлений у детей и подростков о содержании праздника «Рождество». Задачи:

1.Ознакомить с русскими традициями праздника «Рождество».

2.Приобщить к сокровищам русского фольклора.

4. Включать детей в атмосферу праздника, способствующего их духовному воспитанию.

Сценарий праздника «Рождество»

Адресат : дети младшего, среднего, старшего возраста.

Оборудование : Музыкальный центр.

Реквизит: шест со звездой из золотой фольги, сверток (изображающий младенца), шкатулка и восточный сосуд (бутафорский), 10 деревянных ложек.

Декорации: угол помещения оградить жердочками (можно заменить картонными полосками) и задрапировать тканью – это ясли, в которых родился Христос. В другой половине зала – бутафорская русская изба с дверью, возле избы стол с накрытой вышитой под старину скатертью, на ней деревянные ложки10 штук, испеченные пироги.

Костюмы : юбки, рубахи, шаравары (все соответствует тому времени).

Предварительная подготовка: В декабре, в преддверии праздника, дети делают подарки для своих родных и друзей, делают поделки для выставки «Сотворение мира и человека», разучивают песни.

Действующие лица:

    Ведущий

    Мария

    Иосиф

    Ангел

    3 пастуха

    3 мудреца

    Ребенок, несущий звезду

    Хозяйка

Ход праздника

В зале развешены разноцветные шары, гирлянды со снежинками, банты - из красивой бумаги, большие снежинки, большие декоративные свечи, вырезанные из бумаги, прикреплены на стенах. Вырезанные из серебряной бумаги колокола украшают торец стены. Серебряные звезды на фиолетовом фоне создадут некий намек на образ Рождественской ночи. В центре, на сцене, - икона «Рождество» и сверху надпись «С Рождеством!». На этой сцене будет разыграна история рождения Христа.

В зале развернута выставка работ детей по теме «Сотворение мира и человека».

Звучит фонограмма колокольного звона. Дети входят в зал и рассаживаются. Когда затихает последний звук, дети начинают петь песню «Рождественские колокола».

Песня «Рождественские колокола»

На сцене в одном углу – ясли, там Мария и Иосиф, в центре – 3 пастуха.

Пастух 1 : Мы сторожили на поле стада. Ночь была темной и холодной.

Пастух 2 : Вдруг перед нами возник свет. Мы испугались, но это был Ангел.

Появляется Ангел.

Ангел: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель. Вы найдете его в яслях.

Пастух3 : И мы поспешили в Вифлеем и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях.

Ведущий (голос за кадром ): На востоке взошла звезда Иисуса, которую увидели мудрецы.

Появляется Мальчик, у него шест со звездой, следом за ним – мудрецы.

Мудрец 1 : Взошла чудесная звезда

Мудрец 2 : Это знак, что родился сын Бога, который спасет всех нас.

Мудрец 3: Пойдемте в Вифлеем, поклонимся Ему и принесем дары.

Идут за мальчиком со звездой.

Ведущий ( голос за кадром ): Увидев Младенца с Марией, матерью Его, они поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и мирру.

Мудрецы кланяются и преподносят дары.

Так в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, родился Иисус, которого Бог послал спасти человечество. Со дня его рождения на земле наступила новая жизнь.

Все поют «Колыбельную песню».

Песня «Колыбельная песня».

Ведущий ( голос за кадром): В Рождество на Руси всегда колядовали

Выходят дети с Вифлеемской звездой и поют народную веселую колядку.

1 ребенок:

Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота.

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

2 ребенок : Коляда, коляда, подай пирога!

Подавай, не ломай, подай пирога!

Подавай, не ломай, а по целому давай.

Кто даст пирога – тому скот, живота,

Кто не даст пирога уведем корову за рога.

1 и 2 ребенок (вместе):

Хозяин и хозяйка, с праздничком!

Наделите, подарите колядовщиков!

С амбару решетом или с печи пирогом!

Колядовщиков одаривают гостинцами. Они кланяются, благодарят, желают благополучия. Эта веселая шумная часть сменяется лирической песней «Святой вечер» в исполнении вокальной группы «Консоника».

Во время исполнения хор медленно входит в зал, трое идущих впереди несут зажженные свечи, красиво оформлены гофрированной бумагой, лентами. (Свечи могут быть бутафорскими). Во время исполнения последнего куплета все герои уходят из зала, а затем и вокальная группа «Консоника».Звучит фонограмма русской народной мелодии, входят в зал дети и поют колядки, проходят к русской избе. .

Дети: Коляда, коляда

Накануне Рождества,

Везде поспевай,

С Новым годом поздравляй!

Выходит ведущий.

Ведущий: Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Хозяйка отворяет двери, выглядывает из избы.

Ведущий : Дома ли хозяева?

Хозяева: Дома, дома, гости дорогие!

Дети поют, приплясывая и разбрасывают крупу.

Дети: Сеем, сеем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Ведущий: Добрый вечер тому, кто в этом дому.

1 ребенок : Овсень, коляда

Завтра Новый год, веселись народ!

2 ребенок: Что на нынешний год

Было больше впрок.

3 ребенок: Чтоб всего было вволю

И в амбарах, и в поле.

4 ребенок: Здоровья и счастья Вам,

Добрым людям.

Все кланяются .

Хозяйка: И Вам, дай бог здоровья,

Детушки-малолетушки.

Хозяйка кланяется.

5 ребенок: Ой, овсень, ой, коляда!

Дома ли хозяин?

Хозяйка: Его дома нету,

Он уехал в поле, пшеницу сеять.

6 ребенок: Сейся, пшеница,

Колос колосистый,

Колос колосистый,

Зерно зернисто.

Дети рассыпают зерно.

7 ребенок: Уж ты, тетушка, подай

Ты лебедушка, подай.

Ты подай-ка пирог,

С рукавицу широк.

Подавки не ломай

И начинку не теряй.

Уж ты не скупись,

Дети (хором ): Овсень, овсень,

Подавай совсем

Не кусай, не ломай,

А по целому давай

Хозяйка: Не досуг подавать:

Я к обедне спешу,

Кочергой хлебы мешу,

Косырем лапшу крошу,

В решете воду ношу.

1 ребенок: Испеки пирожок

Прямо к нам в кошелек.

2 ребенок : Не дашь пирожок –

Мы корову за рожок (притопывая ногой ).

3 ребенок: Не дадите хлеба –

Стащим с печки деда.

4 ребенок: Не дадите лапку –

Стащим с печи бабку.

5 ребенок: Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Нам на орешки,

А вам на потешки.

6 ребенок: Подадите, аль нет?

Хозяйка: Подадим, подадим, коли загадки отгадаете.

Конкурс «Загадки»

Хозяйка: Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится.

Дети (хором): Луна.

Хозяйка: Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В дом просится…

Дети ( хором ): Ветер.

Хозяйка : Кто говорит на всех языках?

Ой, звенит она, звенит,

И играя веселит.

А всего лишь три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка.

Это наша …

Дети (хором): Балалайка.

Хозяйка: В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Заиграет понемножку

Как зовут ее?

Дети (хором ): Гармошка.

Хозяйка: Сама не ест, а всех кормит.

Дети: Ложка

1 ребенок: А на деревянных мы и сами сыграем.

Дети берут со стола деревянные ложки и играют композицию под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» .

Конкурс «Ансамбль ложкарей».

По окончании дети кладут ложки обратно на стол .

Хозяйка: Вот спасибо, потешили нас!

Одаривает детей пирогами.

Ведущий: Русский народ очень любил скороговорки, потешки, небольшие попевки. Они – желанные гости на народных праздниках.

Ведущий: А сейчас – прибаутки, да небылицы, Они всегда веселые, дарят нам смех и улыбку.

1 ребенок: Федул, что губы надул?

2 ребенок: Кафтан прожег.

1 ребенок: Можно зашить?

2 ребенок: Да иглы нет!

1 ребенок: А велика-ли дыра-то?

2 ребенок: Да один ворот остался.

3 ребенок : Здорово, кума!

4 ребенок : На рынке была.

3 ребенок : Никак ты, кума глуха?

4 ребенок : Купила курицу, да петуха.

3 ребенок: Прощай кума!

4 ребенок: Пять рублей дала

Ведущий: Пошел Ваня на базар,

И принес домой товар.

5 ребенок: Эй, Фома, что из леса не идешь?

6 ребенок: Да медведя поймал!

5 ребенок : Веди сюда!

6 ребенок : Да нейдет!

5 ребенок : Так сам иди.

6 ребенок: Дак он меня не пущает!

Ведущий: Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную!

Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот».

Песня «Как у наших у ворот».

Хозяйка:

Платочки шелковые:

Алые, голубые, лиловые!

Кто с платочком пляшет,

Да на балалайке играет

Тому скучно не бывает!

Хореографический коллектив «Акварельки» исполняют танцевальную композицию «В горнице».

Хозяйка: Молодцы ребята! Порадовали своими песнями и плясками.

Коляда пришла, пироги принесла

С пирогами – кренделя,

С кренделями – бублики,

С бубликами – леденцы.

Угощайтесь, молодцы!

Раздает детям испеченные пироги, бублики.

Кошелек в руках несу

Всем по рублику даю.

Одаривает детей копейками.

Ведущий: С праздником, рождеством Христовым!

Звучит фонограмма колокольного звона. Дети покидают зал с угощениями и подарками.

ЛИТЕРАТУРА

    Богатырев, П.Г. Русское народное творчество / П.Г. Богатырев. – М.: Учпедгиз, 1954.

    Волина, В.В. Праздник числа / В.В. Волина. – М., 1996.

    Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. – М., 1999.

    Друян, Н.А. Выступает агитбригада /Н.А. Друян.- М., 1980.

    Дюин, М. Все о детской вечеринки./ М.Дюин. – М., 1996.

    Зеленый дом без окон. Сборник загадок. – Минск, 1997.

    Круглый год Русский земледельческий календарь. – М., 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методический материал к празднику

Праздник Рождество Христово – один из самых важных у христиан. В Англии существует поверье, что в рождественскую полночь весь скот стоит на коленях. В других европейских странах верят, что в сочельник все пчелы поют в ульях.

Рождество называют днем примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на Земле, праздник радости, света. От Рождества до Крещения – время гуляний, маскарадов, игр, ряжения, катаний на лошадях, гаданий и колядования. В святки много и вкусно едят. Вот и скатерть на столе.

Нынче праздник на земле,

Тот, который нам сияет

Даже в самой смертной мгле…(Г.Злобин. «Рождество)

В декабре, в преддверии праздника, дети делают подарки для своих родных и друзей. В древности к зимним святкам на Руси выпекали всевозможные прянички и фигурки из теста, в виде коров, быков, овец, ставили на стол, на окна и раздавали всем, кого поздравляли с праздником.

Мы делаем поделки из глины или пластилина: заготавливаем шаблоны (елочки, овечки, кружок, Вифлеемская звезда) – для детей младшего возраста; более сложной формы и покрупнее (сапожок, птицы, звери) – для детей старшего возраста. Шаблоны обводятся на картоне средней толщины, фигуры вырезаются. К маленьким картоночкам можно приклеить петельки из яркой, толстой шерстяной нити. В картонках для сапожков и более крупных изделий делаются отверстия для ленты.

Фигурки покрываются с одной стороны слоем пластилина или глины высотой не менее 0,3 см., цвет пластилина зависит от выбора накладного материала, а глину раскрашивается акварельными красками.

На празднике будет организована выставка работ детей по теме «Сотворение мира и человека».

Текст песни «Рождественские колокола»

Сл. и муз. С. Трофимовой .

Чудный звон колоколов

Радость в душах пробуждает.

Их полуночный призыв

В тишину небес взлетает.

Припев: Дон-диги, дон-диги,

Дон-диги, дон.

И торжественно парит –

Новый день благовещая.

Так звенят колокола,

С Рождеством нас поздравляя.

Текст песни «Колыбельная песня»

Сл. и муз. С.Трофимовой.

Зажигает звезды ночь

В полусонной тишине,

Черный бархатный покров

Расстилает по земле.

Колыбель качает Мать,

Наклонилась и поет,

Нежно смотрит на Дитя,

Сладкий сон к Нему зовет.

Текст песни «Святой вечер»

Сл. М.Сергеевой, муз. И. Кошминой.

Снега искрятся и поют,

Снежинки хоровод ведут.

Припев : Святой вечер,

Щедрый вечер.

И тихо радость входит в дом,

И свечи зажигает в нем.

Припев: Святой вечер,

Щедрый вечер.

Мерцают звезды в вышине,

Смеется елочка в окне.

Припев: Святой вечер,

Щедрый вечер.

Конкурс «Ансамбль ложкарей».

Дети берут со стола заранее приготовленные ложки, звучит фонограмма русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет» и исполняют композицию.

Текст русской народной песни «Как у наших у ворот »

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.

Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.

Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.

Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

Любовь Ерохина

Подготовили и провели музыкальные руководители : Ерохина Л. И., Вдовиченко И. В., инструктор по физической культуре Катунина Г. А., учитель- логопед Луцева О. Н.

Ведущий :

Ночью, по пыльной дороге шли путники молодая женщина Мария и её пожилой муж Иосиф. Долгий путь они проделали под мерцанием звёзд, пока не пришли в город Вифлеем. Они очень устали и хотели отдохнуть, поэтому постучались в дверь постоялого двора. (Стучат)

Хозяин :

Кто тут ко мне стучится? Не видите - гостиница полна! С таким числом постояльцев я скоро сойду с ума! Пойдите прочь добрые люди! Ищите в другом месте ночлег. Для вас здесь места нет!

Иосиф : Не возвращаться же нам в Назарет. Мария совсем устала. Впустите нас скорее в дом. Неужели не осталось свободной кровати в нём?

Хозяин : Куда же мне вас устроить? Ну, разве в пещеру к скоту?

Мария : Не будем Иосиф спорить, давай заночуем там!

Ведущий : И в эту ночь случилось чудо - родился Господь. Мария его запеленала и положила в ясли.

Ведущий :

В Святую ночь на тучном поле

Не зная, отдыха и снов.

Стада, гулявшие на воле

Пасло семейство пастухов

1 Пастух : Ночь темна, не растерять бы нам наши стада

2 Пастух : Посмотри, какой сильный, яркий свет полился вдруг с небес!

Ангел :

Послан Богом я принесть

Людям радостную весть!

На земле и в небесах торжество

Христа Бога нашего Рождество !

1 Пастух :

Мы пойдём, пастухи

Чуду подивиться

Чуду подивиться

Богу поклониться.

Ангел :

Я же, Ангел, покажу вам дорогу

Покажу вам дорогу, к Христу Богу!

2 Пастух :

Спасибо, что хочешь нас проводить,

Но только, что Ему нам подарить?

1 Пастух :

Мы люди простые

Вот хлеб, сыр и мёд…

Ангел :

И веру пусть каждый в дорогу возьмёт!

2 Пастух :

А я сена свежего из травы пахучей

Ему в ясли положу

Он в мире самый лучший!

Музыка (подходят к пещере, заглядывают)

1 Пастух :

Всё сбылось по Ангельскому слову!

Мы в хлев зашли и увидали там :

Младенец царственный в соломе

Лежал и улыбался нам (пастухи кланяются, оставляют подарки и уходят)

Ведущий :

В небе звёздочка зажглась золотая

Эта звёздочки была не простая

Сам Всевышний Бог ту звезду зажёг

Горит звезда, сияет

Нам к спасенью путь озаряет! (появляются Волхвы)

1-Волхв :

Ты видел яркую звезду?

Что предвещали древние писанья ?

2-Волхв :

Да! Видел, Вас я только жду.

Чтоб разделить святое ликованье!

3-Волхв :

Давайте собираться в путь

Пусть каждый Малышу святому

Возьмёт в подарок что- нибудь!

1-Волхв :

Он Царь - царей, и значит надо

Нести ему в подарок злато!

1-Волхв :

В сосуде я несу иное -

Тут смирна и алоэ.

1-Волхв :

Он Божество, и от того

Несу я ладан для него!

Ведущий :

По гласу Божьего веленья

Вела их яркая звезда

Через пустыни и селенья

Через леса и города

И в Вифлеем дары свои волхвы несли за ней.

И на соломе там нашли Царя царей!

(волхвы кланяются, оставляют дары и уходят)

Ведущий :

Цыплёнок, ты понял, конечно, давно,

День скорби далеко, а радость в окно

Стучится к нам веткой еловой.

И вестью, на каждый год новой…

Христос наш родился на свет!

Ангел :

А для тебя цыпленок

Подарок в Рождество

Нашёл твою я маму

Встречай её…

Курица :

Ко- ко –ко! Любимый мой цыплёнок

О! Как же ты подрос!

Мы вместе, Слава Богу!

Спаси вас всех Христос!

Ведущий :

Сияй звезда, сияй восьмью лучами

Расти для всех родившийся Христос

Мы молимся с зажжёнными свечами

Чтоб послужить тебе нам довелось!

Песня «Мы маленькие свечи» муз. неизвестного автора

1-2-3 Рождественская ёлочка –гори !

Музыка (дети идут калядовать

Публикации по теме:

Театрализованное представление «Сказка для мам» в подготовительной к школе группе СКАЗКА ДЛЯ МАМ подготовительная к школе группа Музыкальный руководитель: С. Ю. Миронова (г. Железногорск, Курской области) Вед. : Мы очень.

АННОТАЦИЯ Одной из серьезнейших проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. Часто это происходит по неосторожности.

Театрализованное представление по сказке Н. Юсупова «Правдивая сказка» Обработка воспитателя МБДОУ № 63: Хониной Э. И. г. Махачкала Декорации.

error: