Как выглядит дымковская игрушка барыня. Дымковская барышня

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для детей и взрослых. Тема:"Дымковская барыня"

Автор работы: Куклина Ульяна. Педагог: Ли-Пу Анастасия Александровна. Педагог дополнительного образования. Место работы: МБОУ ДО "Северо-Енисейский детско-юношеский центр", Красноярский край,р.п.Северо-Енисейский.

Описание: мастер-класс предназначен для детей младшего и старшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, учителям изобразительного искусства и педагогам дополнительного образования.
Назначение: выполненная работа может стать наглядным пособием для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и приятным подарком для близких людей.
Цель: выполнение дымковской игрушки из глины.
Задачи:
- познакомить с приемами лепки барыни по этапам;
- познакомить с декоративным оформлением игрушки;
- развивать пространственное воображение, моторику рук;
- воспитывать творческую личность
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- глина;

Дощечка для лепки;
- стек;
- баночка с водой;
- кисти;
- белила;
- гуашь


Приступая к выполнению барыни, прежде всего, нужно слепить юбку или ступу (широкий у основания пустотельный корпус). Юбку будем выполнять жгутиковым методом. Для этого нужно скатать жгутики и выкладывать в круговой форме. Делаем широкое основание, затем постепенно уменьшаем радиус наших кругов. Жгут при этом выкладываем ближе к центру.


Когда закончили выкладывать жгуты, теперь нам нужно разгладить их, выравнять поверхность юбки.


Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс. Торс лепим в форме овала. После этого оттягиваем шею. На шею укрепляем голову, в форме шарика.


Выполняем руки в форме жгута. На руках мы вылепили и рукавчики. На конце наших рук установили скатанный шарик, вокруг руки снизу шарика, закрутили жгутик. Жгутик при этом немного сплющили, получилась ленточка. Прикрепляем руки к плечам, потом осторожно изгибаем и складываем на талии. На голову лепим кокошник. Для кокошника мы скатываем коротенький жгут, немного сплющиваем и изгибаем полукругом. Затем закрепляем на голову.


Основная женская фигурка выполнена, приступаем к декорированию. Лепим косу нашей барыне.Для косы мы скатываем два жгутика и закручиваем спиралью. Затем осторожно изгибаем, закрепляем на затылке и укладываем на плечо. На юбке выполняем рюши. Для этого скатываем жгут, осторожно изгибаем и укрепляем на юбке волнистой линией. Получился у нас фартук. Вот мы и слепили нашу барыню.


Приступаем к росписи нашей фигурки. Для этого нам понадобятся белила. Сначала покрываем всю нашу барыню белилами.

После высыхания приступаем покрывать основными цветами торс и косу. Юбку и кокошник мы оставили белой, чтобы лучше были видны наши узоры. Оставляем, чтобы подсохла краска.

Конспект

на тему «Дымковская барышня».

Цель. Продолжать знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).

1.Побуждать упражняться в технике прорисовки овалов, кружков, точек, прямых и волнистых линий.

2.Закреплять приемы рисования концом кисти и плашмя.

3.Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

4.Развивать чувство симметрии, ритма.

Материал. Плакаты с иллюстрациями Дымковских игрушек, контуры дымковских барышень (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на мольберте,кисти, краски разного цвета.

Ход деятельности.

Дети входят в изостудию.

Педагог;.Дети,сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо. Интересно, от кого же оно? От дымковских мастеров.

Ребята,а кто такие дымковские мастера?

Дети: Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки.

Педагог:Всё верно,давайте прочитаем письмо. (Читает.)

«ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА! ПИШУТ ВАМ НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ ИЗ СЕЛА ДЫМКОВО. С ДАВНИХ ВРЕМЕН В НАШЕМ СЕЛЕ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ МАСТЕРОВ ДЕЛАЮТ КРАСИВЫЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ, ПОТОМ РАСПИСЫВАЮТ ИХ ЯРКИМИ КРАСКАМИ, СЕЛО НАШЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ДЫМКОВО» ПОТОМУ, ЧТО ИЗ КАЖДОГО ДОМА, ГДЕ МАСТЕР ОБЖИГАЛ В ПЕЧИ ИГРУШКИ, ВЫСОКО В НЕБО ПОДНИМАЛСЯ ДЫМ. ТАК БЫ МЫ И ДЕЛАЛИ НАШИ ЧУДЕСНЫЕ ИГРУШКИ И РАДОВАЛИ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ НЕСЧАСТЬЕ: ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК ЧЕРНУШКА УКРАЛ ВСЕ НАШИ КРАСКИ, И МЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ РАБОТЫ. НЕЧЕМ ТЕПЕРЬ РАСПИСЫВАТЬ ДЫМКОВСКИХ БАРЫШЕНЬ. МЫ ПРИСЛАЛИ ВАМ ВСЕ, ЧТО УСПЕЛИ НАРИСОВАТЬ, И ПРОСИМ ЗАВЕРШИТЬ РАБОТУ И РАСКОЛДОВАТЬ БАРЫШЕНЬ ОТ ЗАКЛЯТЬЯ ВОЛШЕБНИКА».

Педагог:Дети, давайте посмотрим, где эти заколдованные барышни? Вот одна из них (показывает изображение дымковской барышни, нарисованное на ватмане)

Вы узнали ее?

Дети: да,это барышня.

Педагог:Только что-то наша барышня очень грустная. Как вы думаете, почему?

Дети: у нее юбка белая, без рисунков.

Педагог: У нас в студии уже живет настоящая дымковская барышня. Она такая важная и красивая, потому что одета в яркие, пышные наряды. Во что одета барышня?

Дети: юбка, кофточка с воротничком, кокошник.

Педагог: Какими элементами художник украсил юбку?

Дети: Кругами, овалами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

Педагог:Посмотрите, как красиво составлен узор. Он повторяется: овалы чередуются с кругами, вокруг точки. Давайте поможем нашей заколдованной барышне и украсим ее юбку В письме мастера нам подсказывают, что нужно делать: краски брать самые яркие, чтобы они лучше были видны, наносить их на белый фон юбки. Узоры дымки повторяются, и поэтому лучше разделить юбку на части: две боковые части одинаковы. Давайте попробуем! Нам нужно расписать подружек и отослать обратно мастерам. Поможем им?

Дети выполняют работу.

В конце занятия барышни «встают» в большой хоровод. Детям предлагается найти самую веселую, самую красивую, самую яркую барышню.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни - водоноски.

Выставка и анализ работ детей:

Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

Модницы, красавицы, все на выставку-ярмарку! (педагог прикрепляет на мольберты свою работу и работы детей).

Пока наши барышни-красавицы хвастаются своими нарядами,

подведем итог занятия:

С каким промыслом мы сегодня продолжали знакомиться?

Что нового вы узнали?

Что понравилось?

Посмотрите еще раз на наших красавиц. В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.

- «...От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки
Сотни лет...»


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.



Ольга Рябоштан
Тема: «Дымковская барышня»

Тема : «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ »

Цель : продолжать знакомство с дымковской игрушкой ; обобщать знания о дымковской игрушке ; учить рассматривать, называя детали узора; продолжать учить составлять узор из знакомых элементов на юбке барышни , используя образец или придумывая свой; развивать умение работы с кистью, упражнять в рисовании всем ворсом кисти и его концом; развивать образное восприятие, воображение, творчество, мелкую моторику, аккуратность; воспитывать любовь к творчеству

Материалы : индюк, кони, барышни , образцы барышень , гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки,

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Вводная часть :

Организационный момент

Воспитатель : Дымковская барышня ходит не спеша , ею все любуются, ах, как хороша!

«Я барыня-сударыня , я в гости к вам пришла. Загадаю загадку, отгадайте ее друзья :

«Веселая красная глина, кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки. А ну, назовите меня».

Дети : Дымковская игрушка .

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ : ПУТЕШЕСТВИЕ

Воспитатель : Я приглашаю вас в музей замечательных умельцев. В России много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. Одно из старинных – село Дымково . Здесь живут мастера, которые длинными вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами. Эти игрушки делают дымковские мастера . Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой.

Как называются эти игрушки?

Дети : Дымковская игрушка .

Почему ее называют именно дымковская игрушка ?

«Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом .

Голубые дали. И село большое Дымкою назвали ».

Село находится в ложбинке, когда поверху идешь, то кажется, что село окутано дымом.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Воспитатель : Вот индюк нарядный весь такой он складный

У большого индюка все расписаны бока

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост.

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву отпустить.

Кофточки цветные, юбки расписные

Шляпы трехэтажные статные и важные.

Из чего сделаны эти игрушки?

Дети : Из глины

Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, белили, а затем расписывали. Какие краски используют мастера?

Дети : Красную, зеленую, синюю, черную, желтую, оранжевую

Какие элементы дымковского узора вы знаете ?

Дети : Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии

ФИЗМИНУТКА

Дружно встанем мы опять

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы – ярки и горячи.

1,2,3,4,5 будем дружно рисовать.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПОКАЗ

Воспитатель : Давайте, сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем барышень .

Во что одеты дымковские барышни ?

Дети : Юбка, кофта

Что на голове?

Дети : Кокошник

Воспитатель : По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно, мастера вкладывали в них особый смысл : круги – означали солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружки – семена. Также узоры означали росточки и засеянное поле. Люди верили, что символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай. Образцы мы с вами рассмотрели, но вот еще не вспомнили, как рисуются такие волшебные точки, линии, кружочки? Как рисовать?

Кисточка смотрит в потолок. Чем она рисует? Кончиком-носиком.

Полоска рисуется слева направо, сверху вниз. Ворс кисточки бежит за палочкой. Кружочки рисуем – кончик кисточки танцует. Кружок закрашиваем в одном направлении.

Давайте попробуем нарисовать кисточкой такие волшебные узоры в воздухе.

Теперь на своей ладошке.

Выберете себе образец, которым будете украшать юбку барышне .

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ »

Воспитатель : Прежде чем перейти в нашу мастерскую, давайте сделаем гимнастику для рук.

«Мы игрушки расписные, хохотушки вятские, Сжимать и разжимать

Щеголихи слободские, кумушки посадские кулачки

Наши руки крендельком, щечки будто яблочки

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке».

Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в художников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель : Закатили рукава, выбрали образец, начинаем рисовать.

С чего начинаем роспись?

Дети : С головы, с кокошника, а то рукой смажем рисунок.

Что у барышень раскрашено одним цветом, а что расписано узорами?

Дети : Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка узорчатая)

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Посмотрите на своих барышень , какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?

Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.

«Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор».

Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас обратно в ребят

Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами , научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.

Публикации по теме:

Мастер-класс по созданию дымковской игрушки из бросового материала. 05 Здравствуйте. Я хочу вам предоставить мастер-класс по созданию.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка» Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Дымковские.

У наших деток из подготовительной группы прошло знакомство с дымковской игрушкой. Ребята слушали историю появления дымковской игрушки.

Доброго время суток, уважаемые родители! Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается.

Конспект НОД по лепке по мотивам дымковской игрушки в старшей группе «Барышня» МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Конспект Комплексной непосредственной образовательной деятельности по лепке тема: «Барышня» (по мотивам.

Любовь Свинина

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские -

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары-баловни -

Кавалеры наши.

(В. Синявский).

Сколько бы лет, столетий не прошло - самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть "народной". Она никогда не наскучит, не выйдет "из моды", всегда будет востребована и любима. Почему? Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь. Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они сделали сами! При работе над Дымковской барыней, Ульяна задала мне вопрос: "Любовь Геннадьевна, а когда мы сделаем барыню, можно будет забрать её домой?" и, немного подумав, добавила: "Мне так уже хочется её забрать!". "Конечно, Ульяна! Вы все заберёте барынь домой, ведь это ваши игрушки, вы их создали!" - поспешила заверить ребёнка я. И, каждый раз, мастеря с ребятами новых кукол, ещё и ещё раз убеждаюсь в том, что нет ничего роднее и ближе, чем то, что сделано своими руками и с душой.

Детский мастер-класс.

Хочется сказать слова огромной благодарности за идею, которую мы воплотили с детьми "в жизнь", Патраковой Наталье Владимировне! Уважаемая Наталья Владимировна, Ваша публикация: "Мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки "Барыня"" вдохновила нас с ребятами и наш мастер-класс мы посвящаем Вам!

Для выполнения поделки нам понадобился следующий материал:

1. Скульптурный или обычный пластилин.

2. Половина пластиковой бутылки (верхняя часть с крышкой).

3. Клей ПВА, салфетки бумажные белые, ножницы.

4. Присыпка детская (тальк).

5. Краски акриловые глянцевые.

6. Лак акриловый глянцевый.

7. Кисти "Нейлон" № 4 и № 5.


Ход работы.

1. Пластилин разогрели до мягкого состояния, размяли руками и покрыли им заготовленную часть бутылки вместе с крышкой.


2. Разгладили пластилин на заготовке, чтобы поверхность была гладкой и ровной.


3. Отдельно слепили: голову, руки, косу, кокошник, детали наряда - всё собрали на заготовке и закрепили.

Примечание: перед тем, как мы начали лепить с ребятами "Барыню", рассмотрели все варианты и, каждый выбрал себе ту, которая понравилась.

4. Заготовку из скульптурного пластилина присыпаем тальком, а заготовку из обычного пластилина обклеиваем бумажными салфетками белого цвета, нарезанные на не большие квадраты. Заготовка должна просохнуть. Как только заготовка обсохла, приступаем к раскрашиванию "Барыни".

5. Покрываем заготовку белой акриловой краской (2 слоя). Даём просохнуть.





7. Покрываем всю "Барыню" акриловым лаком, даём просохнуть в течение суток. Дополняем деталями декора. Дымковская игрушка "Барыня" готова!

Вот такие "Барыни" получились у наших ребят:



А, это моя "Барыня с цветком" - от всей души всем Вам: моим друзьям и гостям!

Публикации по теме:

"Хороша игрушка расписная, Вся поёт, бесхитростна, светла, И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. " Село Дымково уже.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дымковские игрушки» Тема: "Дымковские игрушки". Интеграция областей: познавательная, речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Дымковские игрушки» Конспект занятия по изодеятельности Тема: «Дымковские игрушки» Вид нетрадиционной техники изображения: оттиск пробкой, рисование ватными.

Наступило лето! А когда ещё, если не летом носить яркие, необычные украшения. Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению.

Мастер-класс «Нитяные игрушки» Развитие детских пальчиков - мелкой моторики детских ручек способствует развитию речи и интеллекта малыша.

error: